Вехи развития философской антропологической школы в Беларуси

1930-ые гг.

Основы научной школы философской антропологии заложены в 1930-е годы академиком АН БССР С.Я. Вольфсоном (Вольфсон С.Я. Интеллигенция как социально-экономическая категория. – М. – Л., 1926; Вольфсон С.Я. Семья и брак в их историческом развитии. – М., 1937).

1960-1970-ые гг.

В 60–70-е годы   прошлого века базовым методологическим положением для подавляющего большинства исследователей стал абсолютизированный, метафизически трактуемый тезис о человеке как совокупности всех общественных отношений, в результате чего вне поля зрения оказались многие «собственно человеческие» проблемы – в особенности весьма сложный, трудно поддающийся описанию средствами рационального мышления внутренний мир человека. В этом плане отвергалась как ненаучная и абсолютно неприемлемая не только западноевропейская (экзистенциализм и др.), но и русская (Ф.М. Достоевский, Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, Н.А. Бердяев и др.) традиция исследования человека.

1970-1980-ые гг.

В 70–80-е годы ХХ в. данное направление научных исследований развивали академики Е.М. Бабосов (Бабосов Е.М. Личность, коллектив, общество. – Минск, 1975) и К.П. Буслов (Буслов К.П. Формирование социального в человеке. – Минск, 1980), доктора философских наук И.И. Антонович (Антонович И.И. Современная философская антропология. – Минск, 1970), М.В. Тараткевич (Тараткевич М.В. Производство, труд, человек. – Минск, 1969), А.Д. Гусев (Гусев А. Общество и личность. – Минск, 1963), С.Д. Лаптенок (Лаптенок С.Д. Нравственное развитие личности в семье. – Минск, 1977), Т.И. Адуло (Адуло Т.И. Культура, философия и духовный мир человека: философско-теоретический анализ. – Минск, 1986) и др.

Вторая половина 1980-ых гг.

Во второй половине 1980-х годов многие обществоведы впали в другую крайность – некритического усвоения и перенесения на национальную почву иррационалистических, мистических трактовок человека. В результате эсхатология, провиденциализм, астрология фактически вытеснили научную картину мироздания. Кризис охватил как теорию, так и социальную практику. Все более отчетливо стала проявляться разрушительная тенденция в социально-экономической, политической и духовно-культурной сферах. Обществоведы сконцентрировали внимание на критике прошлой эпохи и практически не занимались разработкой новой гуманистической социальной модели. Они оказались не в состоянии ни объяснить происходящее, ни предложить политикам теоретически обоснованную программу выхода из кризиса.

1990-ые гг.

В связи с такой непростой ситуацией масштабные исследования по проблемам человека велись в Институте философии и права. В частности, исследовалась социальная структура белорусского общества, проблемы морали, сознания и др. (Человек: Философские аспекты сознания и деятельности. – Минск, 1989; Стереотипы и динамика мышления. – Минск, 1993 и др.). Сотрудники отдела философских проблем человека (Адуло Т.И., Губарев Н.И., Домжа А.А., Криштапович Л.Е., Павловская О.А., Петрущик А.И. и др.) в 1990–1995 гг. вели научно-исследовательскую работу по проблеме онтологических оснований человека – раскрывали диалектику взаимодействия внешне-бытийных и внутренне-психологических факторов духовной жизни человека. При этом акцентировалось внимание на проблеме гуманизации. В результате проведенного исследования проблемы взаимообусловленности процессов гуманизации общественного бытия и гуманизации сознания человека была подтверждена основная гипотеза: действительный духовно-творческий потенциал человека выше его бытийного осуществления, и, следовательно, есть перспектива высвобождения потенциальных возможностей, скрытых в каждом индивиде, с помощью определенным образом организованных объективных и субъективных условий. В этой связи выявлены реальные тенденции в осуществлении субъективной детерминации прогресса в современных условиях взаимоотношений человека и мира, в ситуации действия противоположных механизмов ускорения и торможения общественного развития. Анализировались также формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Вторым важнейшим направлением стало исследование социальной сущности, системного характера и конкретно-исторической специфики духовного развития человека в современных условиях (науч. рук. – к. филос. н. А.И. Петрущик). Исследовательская программа, предложенная А.И. Петрущиком, делилась на три относительно самостоятельных раздела. В первом разделе – «Субъективная онтология человеческого бытия» – исследовались внутренние условия человеческого поведения и мышления. Во втором – «Объективная онтология человеческого разума» – рассматривались природные и социальные источники человеческих качеств. В третьем – «Диалектическое единство субъективных и объективных онтологических структур человеческого бытия в современном мире» – разрабатывалась философская концептуальная схема развития современного человека.

Проведенное исследование показало, что действительный духовно-творческий потенциал человека выше его бытийного осуществления, и, следовательно, есть перспектива высвобождения потенциальной человечности, скрытой в каждом индивиде, с помощью определенным образом организованных объективных и субъективных условий.

Сотрудниками отдела философских проблем человека исследована и раскрыта специфика действия объективных механизмов духовного производства в конкретно-исторических условиях общественной нестабильности. Заложены теоретические основы построения модели социально-системного качества человека, связывающие сознание и деятельность индивида с конструктивными и деструктивными силами, которые формирует в нем социальная система. В этом методологическом ключе проведено исследование белорусского национального характера, раскрывающее его цивилизационную природу. Показана скрытая сущность влияния рыночных преобразований и западной идеологии на самосознание белорусского народа, позволившая сделать вывод о необходимости усиления целенаправленного регулирования духовной сферы белорусского общества, утверждался приоритет объективных законов разума против мистицизма обыденного сознания, утопизма социального проектирования, произвола частного интереса.

Выяснялась специфика современной культурно-духовной ситуации, ее истоки и ее роль в социализации личности. Акцентировалось внимание на кризисных явлениях духовной жизни, заметном снижении интеллектуального, нравственного, эстетического потенциала индивида. Рассматривались актуальные для нашей эпохи проблемы регуляции духовно-культурных процессов. Проанализированы внутриличностные механизмы усвоения и реализации общественных нравственных ценностей, социальный механизм образования моральных деформаций, воздействия нравственных качеств личности на социальный мир и преломления социального мира через «призму» нравственных качеств.

На материалах классических и современных литературных источников исследованы двойственные, противоречивые образования в структуре субъективной реальности индивида, столь характерные для человека периода кризиса и разрушения общественной системы, когда обостряются противоречия в бытии и сознании, сталкиваются альтернативные варианты развития, конкурирующие программы борющихся сил, многообразные мнения личностей. Этой проблематике посвящены монографии Т.И. Адуло «Философия в системе духовной культуры: проблемы социального функционирования» (Минск,1993) и «Человек на рубеже тысячелетий: поиск духовных оснований бытия» (Минск, 2003), О.А. Павловской «Нравственная природа человека: опыт античной философии (2003) и другие  работы.